Акустика приманок

Опубликовал admin в августа 30, 2014 в рубрике Прикормки и насадки

Акустика приманок
На первый взгляд, можно подумать, что рыбы обитают в совершенно безмолвной среде. А разные укоренившиеся в нашем обиходе ошибочные выражения, наподобие: «нем, как рыба», только усиливают это мнение. Одна из причин такого заблуждения состоит в том, что мы не слышим звуки подводного мира, потому как граница воды и воздуха работает как зеркало, отражающее звук обратно в воду; во-вторых, большинство звуков, воспринимаемых рыбами, человеческому слуху просто недоступны. А меж тем. подводный мир наполнен шумами не меньше нашего, для выживания рыбы должны их воспринимать и различать. Рыбы издают различные шумы при движении в толще воды или ковырянии в иле, при помощи плавательного пузыря, в момент питания или захвата пищи хищниками… Как пример, могу привести знакомое многим рыбье чавканье, часто доносящееся из зарослей тростника или камыша.


У рыб для улавливания гидроакустических колебаний, помимо органов слуха, имеется специальный орган чувств – боковая линия. А это только подтверждает особую важность ориентации рыб в мире звуков. Известно, что лещ откапывает мотыля, ориентируясь на производимый этой личинкой звук. В свою очередь, и хищные рыбы тоже в большой мере при охоте полагаются на звук. Например, известный способ ловли сома на квок, где хищника привлекают к наживке громким булькающим звуком. И это притом, что у сома очень сильно развито обоняние, достаточно посмотреть на его огромные многочисленные усы. Получается, что ориентация по звуку для сома ещё более важна. Щука при охоте, помимо зрения, также ориентируется на колебания, завихрения и струи, создаваемые плавниками или жабрами кормной рыбой. Я где-то наталкивался на описание некого эксперимента, когда в аквариум запустили полностью ослепленную щуку, и она продолжала исправно кормиться и ориентироваться в пространстве. А вот зрячая щука, но с нарушенной боковой линией, не может ни кормиться, ни ориентироваться в пространстве.

Вода является отличным проводником звука, и, в отличие от атмосферного воздуха, звук в ней распространяется быстрее и дальше. Поэтому на рыбалке при выборе какую приманку поставить, этот аспект нельзя сбрасывать со счетов. В то же время, спиннингисты при оценке различных приманок в первую очередь интересуются их игрой, заглублением, весом, цветом, дальнобойностью и практически оставляют без внимания акустику. А если и вспоминают о ней, то в довольно упрощенном контексте – снабжен воблер акустической камерой или нет, не обращая особого внимания на характер производимого приманкой звука. Мне кажется, такое отношение поверхностным – ведь все приманки при движении в толще воды производят различные шумы, разница только в характере и силе этих звуков.

Но сначала немного теории. Распространение звука в воде неоднородно. Оно зависит от температуры – в холодной воде звук распространяется быстрее. Также на распространение звуковых волн под водой влияют различные взвешенные в толще воды частицы, пузырьки воздуха, водоросли и иные препятствия, которые рассеивают звуковую волну. Возможно, именно такое рассеивание, а также многократное отражение звука от дна, приводит к хорошо известным в среде спиннингистов частым промахам щуки по приманке на травянистых мелководьях. Многократно отраженная звуковая волна сливается в размытый звуковой импульс, который дезориентирует щуку. У меня именно на рыбалки в травянистых мелководных участках приходится самый большой процент срезанных щуками воблеров. В прошлогоднем сезоне на Орельском водохранилище за одну рыбалку было срезано сразу несколько воблеров, и это притом, что приманки были оснащены стандартными поводками-скрутками.
Акустика приманок
Теперь нужно разобраться, о каких именно шумах пойдет речь. Я бы выделил два вида: издаваемый приманкой при скольжении в толще воды или ударе об неё; производимый встроенной акустической капсулой. Полагаю, что это различные по частоте и амплитуде звуковые колебания. И поэтому разделение воблеров на акустические и бесшумные является, скорее, условностью, потому как любая приманка при движении в воде создает шум. Применение к воблерам определения Silent (тихий, бесшумный) справедливо только в том ракурсе, что они не имеют собственных акустических капсул, однако, при скольжении в воде определенный шум они все-таки создают. Например, мощнейшие ударные волны, создаваемые не имеющими акустических капсул джерками, следует относить к первой категории шумов. А вызываемый акустическими погремушками грохот воблеров – ко второй. В то же время, акустические приманки, помимо звуков, издаваемых капсулами, также производят шумы от скольжения в воде, что делает их звуковой портрет более насыщенным.

Самыми известными из акустических (оснащенных звуковыми капсулами) являются такие приманки: Deps Balisong 130 SP, O.S.P. Rudra 130 SP или Jackall Maq Squad 128 SP. Приманки эти «раскрученные», может показаться, что их уловистость напрямую связана со способностью издавать при проводке громкие звуки. Но не все так однозначно. Если такие приманки анимировать проводкой типа «дерг-дерг», то результат может быть довольно скромным. В принципе, вдумчивое отношение должно быть к подаче любой приманки, вне зависимости от её «раскрутки» и рейтинга во всевозможных хит-парадах. Применение оснащенных погремушками воблеров оправдано, в первую очередь, при ловле в ветреную погоду по сильной волне и на течении. Чем быстрее течение, тем сильнее «гудит» вода, и тем громче нужна приманка, чтобы «достучаться» до рыбы сквозь фоновый гул. Ещё шумные приманки хорошо вытягивают щуку из травянистых плантаций или поднимают с приличной глубины. Ну, и на летних рыбалках по теплой и зеленой воде, особенно в дождь, приманки с шумовым эффектом тоже бывают уместны.
Но это не правило, а лишь общая тенденция, и на каждой отдельно взятой рыбалке нужно попытаться как можно раньше разобраться – какие же приоритеты у хищника именно в этот день?
Акустика приманок
Нужно помнить, что необдуманное применение излишне громких приманок может насторожить или вообще распугать рыбу. В то же время, приманка с правильно подобранной игрой, в актуальном цвете, да ещё и с нужным «звуковым профилем» может творить чудеса. Регулируемый силой удара по приманке извлеченный из неё «правильный» звук в сочетании с широкими глайдами и покачиваниями боками на паузе – просто убийственное сочетание для нашего избалованного и осторожного хищника.

Как вариант, я бы предложил такой вид проводки, когда следует чередование нескольких резких и сильных ударов по приманке и серии нежных и мягких потяжек. С помощью удара из приманки извлекается довольно громкий звук, который подтягивает хищника издалека, а уже с помощью мягких твичей он провоцируется на поклевку. Rudra на потяжках практически не работает, но при её анимации можно несколько довольно сильных ударов чередовать с серией совсем коротких кистевых твичей. Сильные удары привлекают, а короткие, такие, чтобы приманка только развернулась на месте и качнула боками – провоцируют на атаку. Также бывает полезно делать по приманке более резкие и сильные удары, проводя её над ямой, чтобы выманить рыбу из глубины, а при ловле на мелководье, или когда рыба крайне пассивна, целесообразнее использовать менее сильные твичи. Все, что касается «Рудры» применимо к ещё одному моему любимчику – DUO Realis Jerkbait 120 SP – он работает только при ударах разной силы.
Акустика приманок
Многие обращали внимание на валяющиеся возле домиков охраны прудов привязанные к палкам обрезанные пластиковые бутылки. Это так называемые «хлюпала», которыми такие гореохранники или арендаторы выгоняют рыбу из укрытий в расставленные сети. Так же на вооружении рыбозаготовителей и разнокалиберных браконьеров имеется ещё ряд специальных приспособлений для извлечения очень громких звуков под водой. Я специально не буду указывать ни их название, ни описывать устройство, чтобы меня не обвинили в пропаганде запрещенных средств ловли. А вспомнил я обо всех этих приспособлениях только для того, чтобы подвести к идее – излишне громкие звуки рыбу сильно пугают, чем и пользуется определенная часть нечистого на руку населения.

Для нас же главная задача, это уловить ту грань, когда сила издаваемого звука не распугивает, а привлекает рыбу. Я думаю, что четкого определения характера такого звучания в децибелах и герцах не существует в принципе, потому как все зависит от конкретных условий. И все же, склонен считать, что негромкие, приглушенные звуки для рыб более привлекательны. Можно привести аналогию с кошкой, которая боится громких звуков, совершенно не реагирует на различные звуки средней силы, и заинтересованно настораживается, если, допустим, легонько царапнуть ногтем по деревянной поверхности.

Мне очень нравиться характер «рассеянного» звучания у Ima Flit 120 или Mag Squad 115 SP, создаваемый начинкой из множества мелких шариков. В свою очередь, Squad Minnow 95 создаёт ещё более «нежное» звучание. Возможно, именно в этом и кроется причина того, что по пассивной
рыбе одной из палочек-выручалочек для меня как раз оказался Squad 95. И то, что часто на поздне-осенних рыбалках рыба отдавала предпочтение именно Squad Minnow 95, игнорируя стабильно работающие весь год более громкие Rudra, Realis Jerkbait или Mag Squad 115. Хотя я находил этому объяснение в уменьшении размеров приманок. Скорее всего, играет свою роль и то, и другое. И ещё одно наблюдение. Иногда щука по какой-то причине полностью игнорирует оснащенные погремушками приманки и реагирует только на тихие, например, Rudra 130 SF Spes 2 Silent, Zip Baits Orbit 110 SP или Nories Tadamaki 112, независимо от их расцветки. В рыболовной среде прочно уко ренилось мнение, что приманки тапа Silent наиболее востребованы на запрессованных водоемах. Но это не аксиома, жизнь учит нас, что исключений в рыбалке может быть больше, нежели закономерностей. Допустим, в моей практике приманки типа Silent третий сезон кряду лучше всего работают на открытии лодочного сезона на Орели. Громкие Rudra и Realis Jerkbait в начале сезона практически не работают. Щука начинает ими интересоваться только в начале лета. Однако, для меня стало полной неожиданностью, что уже в этом году на фоне работающих, в основном, по мелкой щуке тихих Orbit 80 и 110, а также Tadamaki 112, вполне зачетная щучка на 1,7 кг польстилась на самый громкий воблер из моего арсенала – Balisong 130 SP. Правда, спровоцировал я поклевку с помощью описанной выше техники, заключающейся в чередовании довольно сильных ударов по приманке и серий несильных потяжек. И что интересно, на эту же приманку был сход ещё одной, по виду такой же, щуки.

В то же время бывает ситуация, особенно по прозрачной воде, когда акустика приманок отходит на второй план, и на ней не стоит особенно заострять внимание. Главным для щуки может быть сам характер игры приманки или её раскраска. Я несколько раз попадал на такие рыбалки, когда щука реагировала только на раскраску Pike (щуренок), независимо от того, нанесена она на шумные Balisong и Rudra или же на бесшумные варианты этих воблеров…

Оставить комментарий