ЧТО НАМ СНЕГ, ЧТО НАМ ЗНОЙ…

Опубликовал admin в апреля 24, 2014 в рубрике Рыбацкие байки

страсть рыбалка
…А знал же… Знал, что синоптики в этот раз не врут, и что будет порывистый шквальный ветер, будет дождь, после обеда – снег, что атмосферное давление опустится ниже некуда. Что в начале весны, а особенно при такой погоде, поймать хищника – все равно что искать иголку в стоге сена…
Еще свежи воспоминания о поездке в сентябре прошлого года на Северский Донец: решили ехать с ночевкой, по прогнозу – штиль да гладь. Вечером успели поймать по 3-4 щучки, приготовить уху, посидеть за разговорами в дружеской компании. А когда пришло время устанавливать палатку, то оказалось, что колышки от нее остались дома. На улице сухо и относительно тепло: +8°С. Запас теплых вещей позволял спать под открытым небом. Разложив каремат, я залез в теплый непромокаемый спальник, спрятавшись в него с головой, и уже через десять минут крепко спал.

Ровно в полночь просыпаюсь от раскатов грома, и тут же начинается ливень, да такой силы, что за пять минут на земле появились лужи, а по склону, на котором я расположился, потекли ручьи. Трое моих товарищей, как по команде «полундра», за секунды собрали свои вещи и спрятались в машине. Ютиться вместе с ними в салоне «Нивы» не хотелось, тем более, что у троих из нас комплекция за сто кило. Не выпрямиться, не разогнуться, а если сидеть долго в одном положении, то мышцы быстро затекут. Поразмыслив о такой перспективе, я решил оставаться в своем коконе до утра.
Дождь льет как из ведра, а мне сухо и комфортно. Минут через сорок через швы начинает просачиваться вода. Капля за каплей она проникала внутрь моего убежища, стекая по наклонной к ногам. Вначале промокли пальцы потом вода покрыла ступни, и ее становилось всё больше… Тело пока оставалось сухим. Сгруппировавшись комочком, я через силу заставил себя уснуть, но сон был чуток, как никогда. Я постоянно просыпался. Через время промок уже и спальник подо мной. Около двух ночи я проснулся от звука голосов. Дождь ненадолго прекратился, друзья, так и не уснув, вышли попить кофе и выкурить по сигарете. Вылез и я из своего кокона. Горячий напиток придал немного бодрости, тело на время согрелось.
Чтобы облегчить свое положение, решил вылить из спальника воду, которой собралось ведра два, а заодно его выкрутить. И это оказалось роковой ошибкой. Верхняя часть мешка была до недавнего времени сухой и сохраняла тепло моего тела, теперь пропиталась водой. Я собственными руками подпилил сук, на котором сидел. Вся ткань, вместе с утеплителем, мгновенно стала сырой, мокрой и холодной. Более того, мне придется снова возвращаться в это укрытие. И тут, будто насмехаясь, с неба вновь начали падать холодные дождевые капли.
Я даже не знаю, с чем сравнить свои ощущения. Полностью промокший, в пропитанном водой спальном мешке, я не терял надежды на то, что смогу уснуть. До рассвета еще более трех часов, и это время тянулось нескончаемо долго. Иногда мне удавалось вздремнуть и даже видеть красочные сны, но самое главное – в этих снах было тепло и уютно. Однако, каждый раз, как я начинал глубже погружаться в сон, к реальности меня возвращали либо раскат грома, либо очередная холодная струйка, пробежавшая по спине. Чтобы хоть как-то сохранить остатки собственного тепла, я прижимал колени к телу, обхватив их руками. Последний час перед рассветом я уже не мог сдержать стук зубов и унять дрожь в каждой мышце своего тела. Не было уже никаких ощущений, кроме чувства холода. Скорее бы дождаться рассвета. Дождь ведь не будет лить вечно. В хорошую погоду мы даже не задумываемся о Светиле, вокруг которого вертится наша планета, а сейчас я с таким вожделением жду его теплых и ласковых лучей!
Если и случаются чудеса, то таким чудом стал новый день. Дождь внезапно прекратился, небо прояснилось, за горизонтом начала зарождаться заря, а вскорости выглянуло солнце и поднялось над вершинами деревьев. Несмотря на то, что вся одежда промокла, а сменной не оказалось, я почувствовал себя куда комфортней. На кроссовки, полные воды, уже не обращал внимания – просохнут на ногах. Разминка, завтрак, чашечка кофе – и пора на воду.
Несмотря на казусы природы, рыбалка оказалась интересной, добычливой и динамичной. Щука ловилась повсеместно на воблеры длиной 100-120 мм. Лишь к обеду наступило затишье, причиной которого послужил вновь надвигающийся дождевой фронт. Снова мокнуть никому не хотелось, и мы засобирались домой. На удивление, после той ночи не было даже насморка, не говоря уже о серьёзной простуде. Но всё-таки, лучше в такие передряги не попадать.
страсть рыбалка
Сейчас на подъезде к реке «дворники» едва справлялись с дождем, бьющим по стеклу «Газели». Выходить из машины не хотелось, но желание ловить рыбу взяло верх. Одетый в непромокаемый костюм, я довольно быстро собрал свои снасти и успел сделать десяток забросов с берега, пока товарищи заканчивали приготовления. Воздух влажный, прохладно – не более 5°С. У плохой погоды есть одно большое преимущество – людей на реке мало. Здесь, кроме нас, на Донце не было больше никого.
За месяц это уже четвертая поездка на реку, что помогло разобраться с настроением хищника и местами его стоянки. Правда, в последний раздул шквальный ветер, который вымотал все нервы. В тот день активность рыбы была кратковременной. Если с утра хищник хоть как-то реагировал на предложенные приманки, то после десяти не было ни единой поклевки. И так продолжалось до вечера. К этому времени товарищи уже потеряли всякую надежду и пошли под моторами к нашему лагерю. А мы с Сергеем облюбовали небольшой участок на повороте Северского Донца и не сдавались. Ровно в шестнадцать часов клев «включили». К этому времени ветер стих, а у рыбы прорезался аппетит. После смазанной поклевки ловлю щуку на килограмм. Затем попадается окунь граммов на четыреста, а спустя тридцать минут засекается щука -«полторушка». Все три рыбы были пойманы на твистер от компании Bait Breath Curly Grab 4.5″ морковного цвета. И в этом прослеживалась какая-то избирательность хищника, так как у товарища, ловившего со мной в одной лодке, не было ни единого контакта с рыбой. Не скажу, что я часто использую оранжевые приманки, но факт взял на заметку.
Как обычно, у нас с Олегом рыбалка началась недалеко от лагеря. Игорь с Виктором поспешили на любимую точку, которая на двух предыдущих выездах подарила им три щуки. Этот день тоже не стал исключением, так как буквально через десять минут Игорь подвел к лодке хищницу под кило весом. Она атаковала 4-дюймовый виброхвост One’Up Shad от Sawamura. A через некоторое время ребята заработали еще одну поклевку, но подсечка оказалась смазанной. Мы же с напарником решили проверить мелководный участок на повороте реки, граничащий с руслом. У стены рогоза несколько раз выпрыгивали мальки размером не более спички. Всплеск активности хищника проявлялся на 50-метровом участке реки. Особого значения мы этому не придали, так как в первую очередь нас интересовала щука, а не окунь. А то, что это окунь гоняет малька, не вызывало никаких сомнений.
Упирались мы с товарищем в приманки размером от 3 до 5 дюймов, оснащая их, в зависимости от глубины, ушастыми грузилами или джигголовками весом 12-18 гр. Помня о последней рыбалке, я попеременно забрасывал то Curly Grab 4,5″ то ВеТапСо Curly Tail 3″ от Bait Breath морковного цвета. Но погода, видимо, внесла свои коррективы – клева нет. Сменив за час около пяти точек, предлагаю Олегу подняться выше по Донцу – за крутой поворот.
страсть рыбалка
Идем под мотором. Капли дождя теперь накрывают нас не только сверху, но и бьют в лицо, стекая по одежде и пытаясь просочиться в малейшие незащищенные места. Мы пока сухие, но сырость дает неприятное ощущение холода, а на это не обращаешь внимание разве что в моменты сумасшедшего клева. За поворотом на прямом участке реки эхолот вырисовывает ямку, вымытую когда-то водами ручья впадающего в Донец. Место более чем перспективное, учитывая еще и тот фактор, что дно здесь твердое.
Бросив якорь, начинаем делать забросы вниз по течению. Когда до лодки приманке остается пройти метров пятнадцать, следует четкий удар. От неожиданности подсечка оказалась запоздалой, на ушастике и новеньком ВеТапСо Curly Tail остался автограф в виде порезов и царапин. Еще заброс… Попутный ветер отправил приманку на максимальную дистанцию. Вот она смачно плюхнулась в воду, начинает погружение и тут следует мощный удар. В этот раз я уже не зевал. Пока я подводил к лодке щуку, Олег уже стоял с подсаком наготове. Хищница глубоко заглотила ВеТапСо Curly Tail. Сложно сказать, была ли это та же самая щука, что не засеклась под лодкой, или другая, но на этой точке поклёвок больше не было. Зато на следующей стоянке при выходе с русловой бровки оранжевый ВеТапСо Curly Tail вновь кого-то заинтересовал. На вываживании лайтовое удилище почти не гнулось – ясно, что на крючке сидел мелкий щурёнок. Так и оказалось, я отпустил его домой.
Дождь начал усиливаться, вдобавок, задул сильный ветер. Появившееся было ощущение некоторой комфортности моментально улетучилось. От контакта с мокрой якорной веревкой мёрзли пальцы, перчатки давно промокли. Ловля рыбы перешла в иную фазу: каждую новую точку мы теперь выбирали не по принципу, где перспективней, а останавливались там, где можно хоть как-то укрыться от непогоды. Казалось, что ветер дует отовсюду, со всех направлений… Ловля не радовала, поклёвок не было. Ближе к обеду у Олега пару раз клюнуло, но вхолостую. У товарищей результат такой же, за исключением двух небольших щучек, пойманных Игорем до девяти утра.
После полудня дождь наконец-то стих. Временами из-за туч ненадолго выглядывало солнце, но обогреть нас и высушить промокшую одежду оно не могло. К этому времени мы прошли вниз по течению километров пять. Останавливались на русле, ловили под берегом, полчаса потратили на закоряженную яму. После потери в корчах пяти приманок решили разведать «дальний кордон», а уж потом потихоньку возвращаться обратно.
Этим кордоном стала для нас коса с плантацией ракушки. Абсолютно прямой участок реки, по которому беспрепятственно гулял ветер, нагоняя волну против течения. Вдобавок, посыпались снежные хлопья. При забросе поперек реки приманка плохо контролировалась из-за выдуваемой ветром петли, но я вскоре таки достиг желаемого результата. При выходе на косу 4-дюймовый One’Up Shad был яростно атакован. Шнур резко пошёл вправо, потом влево. Что это не щука, я понял с первых секунд борьбы. Такой спурт свойственен либо жереху, либо голавлю. Через минуту соперник на натянутом шнуре вышел к поверхности, блеснул серебристым телом в пятнадцати метрах от лодки, и вновь устремился в глубину. Напарник стоял с подсаком наготове. Вскоре рыба начала понемногу сдавать, и спустя минуту уже была на борту.
Радость захлестнула меня с головой. Красавец жерех, немного не дотянувший до двух килограммов, был у меня в руках, One’Up Shad темной окраски свисал с края его пасти. Кстати, на эту же приманку от Sawamura в этом самом месте в конце февраля была поймана щука на три с половиной кило. Значит, не зря мы сюда торопились – точка надолго останется в памяти.
Если вспомнить всех голавлей и жерехов, которых мне удавалось ловить, то скажу, что их поимка на силикон не такое уж редкое явление, особенно в весенний период. Соотношение где-то 7:3 против воблеров и вертушек вместе взятых. Так же хочу отметить, что на мой взгляд, материал поводка не имеет существенного значения. В этот раз между приманкой и шнуром стояла обычная скрутка.
Снег прекратился, но ветер не утихал. Времени для ловли осталось не более двух часов, и мы пошли обратно. По пути становились раз пять на разные точки, но ни одна из них так и не откликнулась.
Последним местом которое мы хотели проверить, был поворот реки. С него мы начинали утреннюю рыбалку. Помня о том, как здесь рассыпался в стороны малёк, Олег начал перевязывать снасти. Поставил флюорокарбоновый поводок диаметром 0,18 мм, достал из коробки 6-граммовое ушастое грузило, офсет серии Worm 55B Flat NS Black #1 от Vanfook и оснастил его Keitech Sexy Impact 2,8″. Пока он этим занимался, я заметил, как мелкая рыбешка выскакивала на границе воды и прибрежной растительности. За ней явно кто-то охотился. У меня снасти не предназначены для столь деликатной рыбалки, поэтому мне ничего не оставалось, как продолжать ловить щуку на участке, граничащем с руслом, в то время как напарник переключился на мелководье.
Слаг Sexy Impact быстро привлек к себе внимание. Буквально на первой же проводке кончик спиннинга чутко отреагировал на поклевку, и даже был непродолжительный контакт с рыбой.
Затем произошла еще серия поклевок, но лишь с пятого раза товарищу удалось поймать окуня граммов на двести. Все удары по Sexy Impact происходили на глубине 1-1,5 м. 6-граммовой огрузки было явно многовато для этих условий, к тому же, дно реки здесь укрыто ковром из прошлогодних водорослей вперемешку с затопленными ветвями деревьев. Пауза между ступеньками не превышала одной секунды, этим и объяснялась низкая результативность в поклевках. Рыба попросту не успевала заглатывать длинную приманку, да ещё и на офсете. А монтаж с открытым крючком здесь просто был неуместен. В рыбалке наступило оживление. Настроение Олега, у которого весь день не задался, явно улучшилось. Я даже отложил свои снасти в сторону, чтобы понаблюдать за тем, как он ловит. Еще пара поклевок, и через минуту Олег достает резвого окуня, растопырившего плавники. Этот немного крупнее первого. Спустя пять минут товарищ засекает еще одного горбача, граммов на триста. На сегодня это оказалась последняя пойманная нами рыба. Окунь хоть и продолжал пировать, но нам пора возвращаться…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рыбалка оказалась довольно сложной: и по причине погодных условий, и по отсутствию должной активности хищника. Так как мы делали ставку на щуку, то результат оказался вполне ожидаемый. В реке зубатая раньше сбрасывает икру, чем в закрытых водоемах, она здесь практически вся уже отнерестилась. Соответственно, на восстановление сил ей понадобится время. С другой стороны, мы убедились, что не вся рыба после репродуктивных действий остается инертной, шанс поймать ее не так уж и мал.
Что касается окуня, то здесь мы совершили ошибку. Не взяли с собой снасти, подходящие для ловли мелкими приманками на мелководье. Мы не учли тот факт, что середина марта может быть временем активного кормления окуня перед нерестом. Ведь с самого утра мы обнаружили точку, на которой полосатый жировал весь день, но поздно придали этому значение.
А что касается катаклизмов природы – в виде снегопадов, дождя, не прекращающегося порывистого ветра, резких скачков атмосферного давления, скажу следующее – не стоит искать в этом оправдание отсутствия клева. За годы ловли мы с друзьями попадали в разные ситуации, но, наверное, хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать дни, когда рыба совсем не ловилась. И это можно объяснить тем, что мы либо не находили рыбу, либо не могли предложить ей желаемое. Так что, не стоит сидеть дома и ждать комфортных условий. Ведь ловит тот, кто часто ездит на рыбалку. В нашей дружной компании выезд состоится в любую погоду.