И вновь силикон

Опубликовал admin в августа 6, 2014 в рубрике Советы

Как это часто бывает, в любом деле всегда хочется достичь совершенства. Набив руку на воблерах и колебалках, я решил добиться успеха с силиконовыми приманками. До этого я на них ловил лишь изредка, от случая к случаю. Причина была в том, что ловил я грубыми снастями, которые не позволяли контролировать игру приманки различать касания дна, находить бровки, отличать удары о подводные растения и коряги от хватки атакующей рыбы. А когда не ощущаешь в достаточной мере, что ж там происходит под водой, то спиннинговая ловля превращается в конвейер: забросил приманку, вытащил, снова забросил… Так из года в год я и продолжал (как и некоторые другие, похожие на меня рыбаки) процесс погони за новыми воблерами и колебалками в поисках новых ощущений от этих приманок, однако, всегда наступает процесс насыщения и осмысления…

Для меня он наступил в тот момент, когда мне подарили спиннинг Virus Pro Rod длиной 2,1 м, с кастингом 3-24 гр. На бланке спиннинга ниже названия фирмы красовалась надпись «Профессиональный спиннинг…». Я особенно не поверил написанному, помня высказывания более опытных рыбаков о том, что приличные палки стоят, как минимум, от 100 долларов. Но как ни странно, этот спиннинг меня приятно удивил. После первого испытания я в него просто влюбился. Больше всего мне понравилась его чувствительность только теперь я понял значение так часто встречающегося термина «звонкий». Раньше у меня были спиннинги более медленного строя, более грубые, через которые хорошо передавался только чёткий удар, другие контакты с рыбой ощущались смазано, как зацепы за траву. Благодаря этому пруту для меня открылся доселе неизведанный пласт ощущений. Теперь я уже отчётливо мог определить скольжение по траве, столкновение приманки с корягой, дном, а самое главное – такой долгожданный «тук» от хищника. Складывалось впечатление, будто тебе дали микроскоп, и благодаря ему всё ранее незаметное стало обозримым.

Единственный недостаток, с которым я столкнулся – хрупкость этой палки. Она выдерживала критические перегибы но стоило где-то прижать при транспортировке, и в ней появлялась микротрещина, а следом, при забросах тяжёлой приманки, перелом верхнего колена. За полтора года я успешно сломал при забросах два верхних колена, но при вываживании рыбы ни разу подобных казусов не происходило. В конце августа прошлого года при покупке очередного верхнего колена (так как старое уже не подлежало ремонту) я думал -куда лучше поехать чтобы его испытать? Помогло неожиданное знакомство. Проходя по барахолке за Центральным рынком, я разговорился с продавцом контейнера, в котором продавали рыболовные товары. В ходе беседы он поведал, что ловит сейчас на Рубежном, и довольно неплохо – на прошлой рыбалке поймал сома на 11 кг. Услышанное меня заинтриговало, так как после Северского Донца, где пару хороших щук – это уже хорошо, а десяток в Рубежном (по его словам) – это не такой уж и редкий случай. Энтузиазм, с которым говорил мой новый знакомый, воодушевил меня на поездку. Мы с ним познакомились (его зовут Юрий Павлович), обменялись телефонами и договорились о совместной поездке. Выезд был намечен на понедельник.

Обычно понедельник до этого дня ассоциировался у меня с какими-то неудачами, потерями… Но в этот раз, невзирая ни на что, решил рискнуть. Утро выдалось холодным и ветреным. Доехали на автобусе до места и, добравшись до берега, стали качать лодки. В процессе сборки снастей я поинтересовался, на что здесь лучше ловится. Оказалось что уже около недели Юрий Павлович предпочитает только лёгкие колебалки, одну из которых он мне и подарил. До этого времени я был уверен, что колебалки уступают воблерам и уокерам, поэтому пару часов безрезультатно хлестал ими по воде. Не получив ни одной поклёвки. Не выдержал, и позвонил Юрию Павловичу: «У меня уже есть две», – сказал он. На мой вопрос: «на что?», – последовал ответ – «на колебалку».
Не особо веря в успех, меняю приманку. Делаю заброс и выполняю равномерную про-
водку. Благодаря чувствительности «Virus Pro Rod» чётко отслеживаю горизонт проводки, касания травы, постукивание о стебли водорослей. Какое-то время меня затягивает водоворот наслаждения от процесса контроля и управления блесной, и я забываю обо всём. Да так, что из-за этого блаженства не сразу понимаю, что кто-то настойчиво стучит по блесне. Когда же, наконец, до меня доходит, то блесна поднимается над поверхностью воды, а следом за ей выскакивает растопырив жабры и плавники крупный красавец-окунь. Увиденное меня возвращает к действительности. После следующей проводки я держу окуня в руках.

В это время ветер усилился, и пошёл крупный дождь. Я уже начинаю думать, что на этом рыбалка и закончится – роковой понедельник себя оправдал… Но я ошибся – поднявшиеся волны вынудили двигаться засевшую в траве мелочь, за которой начала активно охотиться щука. Поймав окуня, я глянул на часы – было начало двенадцатого. После изменения погоды поклёвки следовали где-то на каждой пятой проводке, щука атаковала азартно, но было много сходов. Через два часа клёва я остановился – кукан был полон, удовольствие получено. Пора бы и меру знать. Звоню Юрию Павловичу и сообщаю, что я уже отловился и выхожу на берег, чтобы сложиться и ехать. Он сказал, что ещё половит. Я основательно промок и замёрз пока собирал лодку. Только воспоминания о хорошей рыбалке согревали душу и вселяли надежду на скорое возвращения в Рубежное.

Надежды оправдались. Мы вернулись с Юрием Павловичем на это место через день, хотя я не особо надеялся на повторение успеха (дважды снаряд в одну воронку не попадает). Но оказалось, что я очередной раз ошибался. Щучий жор продолжался неделю с таким же результатом, а затем блесна начала сдавать позиции. Проанализировав свои наблюдения, я пришёл к выводу – температура по ночам начала падать, цветение воды замедлилось, она становилась более прозрачной. Это привело к тому, что рыба стала более осторожной, и теперь её надо выманивать из травы более медленной проводкой, на которой колебалка, к сожалению, не работает.
Я стал экспериментировать с силиконовыми приманками, которые у меня оказались в коробке. Подбирал цвет, размер, вес джигголовки, добиваясь более привлекательной проводки. Потратив около часа, я получил желаемый результат: подобрал тип проводки, размер и расцветку силикона – рыба вновь стала исправно ловиться. Щука шла мерная – вся около килограмма. Но попадались и «трёшки». Юрий Павлович несколько раз удивил, поймав на воблер щук под 5 кг.
Через несколько рыбалок, нащупав определённые закономерности удачной проводки, после поимки нескольких экземпляров я стал уходить от привычных мест, пытаясь отыскать новые в поисках более крупных трофеев. Одна из таких проверок закончилась курьёзом. Был жаркий октябрьский безветренный день, клевало очень слабо, приходилось добиваться зависания силиконовой приманки в толще воды с еле уловимым дрожанием. Атаки происходили только после нескольких проводок над одним и тем же местом. С трудом поймав пару щук, заплываю между островков в надежде поймать затаившуюся в камышах рыбу. Дело в том, что между камышами вода всегда холодная и прозрачная, изобилует большим количеством малька, всё это должно привлекать хищника.

Заняв позицию так, чтобы солнце находилось у меня за спиной, начинаю выманивать щуку воблером Sammy от Lucky Craft. Безрезультатно. Поменяв несколько мест, уже хотел было бросить это занятие, как вдруг замечаю движение камыша в направлении приманки. Мгновенно сосредотачиваюсь в ожидании поклёвки, но её не происходит. Пробую менять скорость движения, делаю паузы. Ничего. Следуя интуиции, решаю поставить маленький белый виброхвост на 3-граммовой головке. Была – не была, попробую им. Намереваясь положить приманку как можно ближе к камышу, делаю заброс… и тут же досадный зацеп. Несколько минут пытаюсь вытащить приманку, стараясь поменьше нашуметь, но безрезультатно. Поднимаю якорь и начинаю подтягиваться к зацепу, чтобы освободить свой виброхвост.

Но не тут-то было! При моём приближении «зацеп» внезапно ожил и стал тащить меня за собой вдоль камыша. Фрикцион, закрученный достаточно сильно, издавал жалобный треск. Уже понимая, что возле камыша у меня мало шансов победить, я захотел хотя бы увидеть -кто же меня катает? Поднявшись на ноги, я увидел громадную щуку, которая заметив мою фигуру, сразу (причём, не спеша) круто повернула в камыши и, сделав плавный вираж вокруг стеблей, без видимых усилий оборвала поводок. Некоторое время я сидел в прострации… Перед глазами мелькали сюжеты завершившейся борьбы, и я просто сидел, застыв как мумия. После такого монстра желание ловить всякую мелочь пропало. Захотелось поймать что-то подобное.
В надежде на зигзаг удачи я обогнул остров и нашёл ощутимое подтверждение тому, что крупный хищник стоит в тени камыша. На этот раз это был крупный сом, который незаметно выскочив из-под травы и пронырнув подо мной, слегка задел спиной дно лодки. Услышав толчок, я подумал, что столкнулся с ныряльщиком в гидрокостюме, но затем разглядел на мели сома. Его размеры были таковы, что мой спиннинг против него был – словно спичка. Да, Рубежное в этом году всё больше и больше меня приятно удивляло.

Следующим запомнившимся моментом было знакомство с Александром Валентиновичем, который предпочитал ловить только на колебалки собственного изготовления. Щук он ловил всегда, даже в полное бесклёвье. Силикон и вобле-ры он категорически отрицал, объясняя это универсальностью своих блёсен. Меня его позиция задела, и я предложил ему попробовать ловить рядом, чтобы проверить, чья приманка будет уловистей, у кого будет больше поклёвок с одного места. Александр Валентинович отказался, сказав, что для себя я уже всё проверил и терять время на бессмысленные вещи он не хочет.
Но мне захотелось проверить догадку, которая возникла после поездок в Рубежное. Она состояла в том, что рыба в разных точках клевала (не считая времени жора, когда она брала везде) в строго определённое время и в определённых местах. При знании этих мест и умении обращаться со спиннингом можно всегда быть с рыбой. Ради проверки этой догадки, пришлось нарушить рыболовную этику. С 8:30 до 12:00 я неотступно следовал за Александром Валентиновичем, располагаясь метров в тридцати от него. За это время Александр Валентинович поймал две щуки, а я – двух окуней и четыре щуки, причём, две из них с того места, на котором он недавно ловил.
Убедившись, что силикон работает не хуже его хвалёных блёсен, я ушёл в свободный поиск, где встретился ещё с одной «мамкой». Взяла она после обеда на выходе с русла на мель на жёлтый Mann’s 3″ на джиге 5 гр. Дав приманке опуститься до растений, слегка приподнял кончик спиннинга и повёл приманку над ними. Через несколько оборотов катушки услышал смазанный «тук». Делаю подсечку. Рыба на том конце шнура зарылась в траву, теперь её приходится тащить в «шубе» из водорослей. Сильного сопротивления не было, и я решил, что тащу стандартную «килушку». Каково же было моё удивление, когда в полутора метрах от лодки всплыло укутанное травой бревно больше метра длиной и около 30 см в диаметре. Наружу торчал шнур, а 20 см поводка вместе с виброхвостом находились в пасти. Некоторое время мы в остолбенении смотрели друг на друга. Ситуация была безвыходной. Положение мог бы спасти подсак, но Юрий Павлович приучил меня к тому, что рыбе нужно давать шанс на равную борьбу… Тут щука просто повернула голову и, обрезав шнур, не спеша скрылась в глубине.

Отойдя от шока, я начал дрейфовать к месту высадки. В это время с другой стороны приблизился Александр Валентинович. У него на глазах я взял ещё одну щучку около кило весом и, чувствуя себя победителем, вышел на сушу. На берегу показал ему улов. В ответ он показал свой. Как выяснилось, после моего отъезда он вышел в нужное время в известную ему точку и легко обошёл меня очередной раз, подтвердив мою догадку. В справедливости этого вывода я убеждался не раз. Выходя на указанные им точки, необходимо было только подобрать при различном ветре и положении солнца направление проводки приманки. Ничего не бывает постоянного, со снижением температуры рыба постепенно ушла на русло, и нам пришлось перебираться на речку. А так как вскоре наступили холода, рыбалку с лодки пришлось отложить до следующего года.
Анализ выездов в Рубежное привёл меня к следующим выводам:
• при цветущей и мутной воде лучше работают лёгкие широкие колебалки, которые можно свободно проводить над травой;
• проводка зависит от волнения воды. По спокойной воде лучше подходит равномерная проводка с короткими зависаниями блесны, а иногда (если позволяет глубина) давать ей возможность вертикально падать, легко подёргивая кончиком спиннинга;
• при волне более удачно работает твичинг с длительными паузами, однако, при наступлении холодов с просветлением воды всё-таки лучше (по-моему) подходят силиконовые приманки.
Важно подобрать форму, цвет и размер силикона. В этом плане никаких догм нет, всё зависит от интуиции, основанной на опыте. Я заметил, что при разных погодных условиях для удачной рыбалки необходимо подбирать различные по размеру приманки. Так, по тихой воде у меня лучшие результаты были при ловле на маленькие виброхвосты Mann’s, а при сильной волне лучше работали те же Mann’s, только крупные.

В построении этих умозаключений зимние дни летели незаметно, хотелось быстрее проверить свои выводы на практике. Зимние уловы хищника были эпизодическими и своими размерами не радовали. С наступлением весны всё сильнее тянуло на открытую воду, как только позволила погода, мы с Юрием Павловичем отправились в Гинеевку. На улов я особенно не рассчитывал. Интересно было опробовать наработанные в Рубежном проводки силикона на реке. Дело в том, что прошлые годы весенняя ловля на Гинеевке меня не радовала, и мнение о ней у меня сложилось не очень лестное. Теперь же, вооружившись спиннингом Virus Pro Rod, я по новому оценил эти места. Раньше моё внимание отвлекали внешние факторы. Я смотрел на рыболовов, снующих в поисках добычливого места, а иногда просто слоняющихся по берегу людей. Теперь же, имея в руках чувствительный спиннинг, я целиком концентрировался на проводке, на том, что происходит под водой. Всё то, что я слышал от бывалых «джигитов», теперь стало мне понятно. Подводный мир читался, как открытая книга, время пролетало незаметно. Из этого состояния меня вывел резкий визг фрикциона…