Опыт финансирования водных разработок

Опубликовал admin в июля 23, 2012 в рубрике Океан

Как и на суше, освоение богатств на этом «переднем крае» требует объединения государственных и частных интересов и капиталов. Если обратиться к истории, то можно констатировать, что фундаментальные исследования обычно финансировались правительством. Что же касается всестороннего исследования морских ресурсов, то оно открывает такие богатые возможности, которые стимулируют активное привлечение частного капитала к проведению более детальных поисково-разведочных работ. Вероятно, эта картина не изменится и в дальнейшем, и в ходе Международного десятилетия исследования океана, несомненно, появится множество новых возможностей в освоении богатств океана.
Разработка морских минеральных ресурсов в какой-то степени сдерживается отсутствием информации об их распределении и современным состоянием техники подводных работ. Но еще большим сдерживающим фактором является экономический риск – основной мотив действий частного сектора.


Этот фактор зависит от наличия конкурирующих залежей на суше, от методов добычи и правовой ситуации, а главное – от рыночного спроса. На основе прогнозов относительно численности населения на Земле и валовых национальных продуктов к 2000 г., которые указывают на рост этих показателей по сравнению с 1965 г. соответственно на 100 и 500%, можно предсказать резкое увеличение спроса на все минеральное сырье и вместе с этим повышение роли морских ресурсов.
Еще одним серьезным тормозом для быстрого освоения минеральных богатств океана являются социальные и правовые ограничения. Ущерб, наносимый пляжам и животному миру утечкой нефти, как, например, в случае утечки нефти в проливе Санта-Барбара, а также отсутствие единого мнения относительно возможного ущерба, причиняемого драгированием морским организмам, заставляют многих думать, что разработка морских ресурсов может иметь губительные последствия. Разработка Морского дна в более глубоких водах наталкивается на серьезные вопросы о границах национальных юрисдикции и о распространении юрисдикции на участки морского дна за пределами этих границ.
Прибрежную полосу суши и воды, на которой встречаются и оказывают взаимное влияние друг на друга люди и океаны, лишь недавно стали считать ценным источником естественных ресурсов, но источником непостоянным, изменчивым. Фактически эта полоса представляет собой комплекс своеобразных природных образований: эстуарии (устья рек) и лагуны, лиманы, пляжи и береговые обрывы, заливы и гавани, острова, мысы и полуострова.
В 2000 г. половина из ожидаемого трехсотдвенадцатимиллионного населения США будет проживать на 5% площади суши в трех приморских городских поясах: мегалополисах Атлантического океана, Тихого океана и Великих озер. С ростом населения возрастет и спрос на ограниченные естественные ресурсы этой узкой легкоразрушаемой береговой зоны. Положение усугубляется еще и тем, что запасы прибрежных богатств сокращаются под действием сил природы (за последние 15 лет ущерб, причиненный экономике США ураганами, выразился в 5 млрд. долларов), в результате эксплуатации их человеком и из-за небрежного отношения к ним.
В настоящее время загрязнена и поэтому непригодна для эксплуатации более чем одна десятая площади прибрежных вод США, служащих местообитанием моллюсков. Драгирование, дренажные работы и даже химическая борьба с москитами оказывают губительное воздействие на рыбу и другие водные организмы. Количество промышленных отходов, достигающих океана, увеличится за это десятилетие в десять раз. Хотя сейчас в США работает всего 14 атомных электростанций, к 1975 г. их будет, согласно проектам, уже более ста, причем только вдоль пролива Лонг-Айленд планируется построить 9 атомных станций. Сброс горячей воды из этих станций создает потенциальную угрозу прибрежным водам, а также внутренним озерам и рекам.
Конкуренция в использовании богатств этой зоны для различных целей – развития промышленности и гражданского строительства, строительства портов, судостроения, для целей культуры и отдыха, коммерческого рыболовства и сброса отходов приводит к исчезновению естественных увлажняемых земель и открытых участков эстуариев. За период с 1955 по 1964 г. из общей площади увлажненных земель приливоотливной зоны вдоль атлантического побережья от Мэна до Делавера 45000 акров было утеряно. Анализ показывает, что 34% этой площади было осушено в результате использования ее в качестве разгрузочной площади при драгировании; 27% было взято под жилищное строительство; 15% пошло на удовлетворение культурно-оздоровительных потребностей людей (парки, пляжи, шлюпочные гавани) и 10% ушло на дороги, мосты, места стоянок и аэропорты; 7% оказалось под промышленными объектами и 6% превращены в места сброса мусора, отбросов и макулатуры. (В штате Мэриленд недавно было продано 176 акров подводной части пляжной зоны в Чесапикском заливе по 100 долларов за акр, а после того как ее завалили отбросами от драгирования дна залива, она была поделена для продажи на более мелкие участки стоимостью от 400 до 8000 долларов каждый.)
С ростом населения в приморских районах и соответствующим ростом потребностей в спортивно-культурных развлечениях на море возрастает и спрос на ту часть прибрежной зоны, которая обладает подходящими для этих целей качествами. В настоящее время собственностью государства здесь являются всего 6%, однако считается, что для удовлетворения растущих потребностей населения необходимо увеличить эту часть до 15%. Но просто наличие прибрежных территорий, пригодных для спортивно-культурных мероприятий, далеко еще не означает, что они когда-либо будут использованы именно для этих целей. Плавание, гребля, ныряние часто несовместимы с использованием этих участков для других альтернативных целей, которые в большинстве случаев также являются актуальными. Столкновение между государственными и частными интересами, между желаниями извлечь выгоду либо в перспективе, либо немедленно ставит нас перед проблемой: каким образом и кем должны приниматься окончательные решения относительно конкретного использования прибрежной зоны? Управление береговой зоной США слишком громоздко, так как эта зона разбита на многочисленные участки, входящие в состав различных административных подразделений: 24 штата, более 240 округов, около 600 прибрежных городов, поселков и деревень, многочисленные местные организации, а также районы со своими собственными органами власти и управления.
В пределах этих многочисленных общественных юрисдикции существуют еще частные владения. Ввиду того, что штаты владеют прибрежными ресурсами по доверенности в пределах трехмильной зоны от берега, федеральное правительство США играет ограниченную роль в разрешении споров. Если не будет найдено рационального способа распределения в использовании участков прибрежной полосы для различных целей, то будет продолжаться тенденция использовать их для какой-либо одной цели, которая определяется ближайшими выгодами для отдельных лиц, промышленных предприятий или местных правительств. Такая эксплуатация фактически может привести к истощению богатств. Создание частных пляжей ограничивает доступ к морю, драгирование и насыпи на побережьях наносят ущерб промысловому рыболовству, морские буровые вышки ограничивают свободу судоходства. Любое одноцелевое использование какого-либо участка может выглядеть по-своему оправданным, но общий эффект такой эксплуатации может привести к хаосу.
В наш век бурного развития техники человек может сделать значительно большую часть из того, что ему предстоит сделать. Океаны раскрывают перед ним громадное хранилище почти не разработанных материальных ресурсов; в его распоряжении находятся мощные рычаги науки и техники. Это сочетание нового фронта работ, новых знаний и новых технических возможностей, по-видимому, не имеет себе равного в истории человечества. В настоящее время мы накапливаем фундаментальную информацию, которая позволит нам определять экологическую основу для наших действий, понимать работу естественных сил и предсказывать последствия любого случая пренебрежительного отношения к окружающей среде. Это новое понимание поможет нам в ближайшем будущем создать такую технику, с помощью которой можно будет добывать минеральные богатства океана, поддерживать хорошее качество воды, приостанавливать процессы эрозии пляжей и создавать современные порты и гавани. На этой основе мы сумеем установить критерии для выбора надлежащих направлений деятельности, а также создать законы и исполнительные органы для их реализации.

Оставить комментарий