С ЖЕРЛИЦАМИ НА ЛЕСНОМ ПЛЕСЕ

Опубликовал admin в марта 3, 2014 в рубрике Речная рыбалка

С ЖЕРЛИЦАМИ
Этой зимой мне выпала относительно свободная от всяких хлопот неделя, которую я собирался, конечно, посвятить рыбалке. Было лишь одно затруднение – следовало заранее определиться с тем, какие снасти взять в дорогу? Буквально до последних минут меня терзали сомнения. С одной стороны, из-за продолжительных оттепелей лед сошел не только на реках, но и стал ненадёжным на многих стоячих водоемах, с другой – оставшиеся ледяные закраины могли серьёзно осложнить спиннинговою ловлю. Я хоть и не привык пасовать перед трудностями, которые порой сопряжены с рыбалкой, но все же хотел немного комфорта. Как назло, еще и разведданные с мест предстоящей ловли были противоречивы: одни убеждали, что из-за остатков льда спиннинговать не получиться, другие пугали тем, что лед слабый даже на прудах, и выходить на него нельзя. Я был расстроен и сбит с толку. Это ж надо – межсезонье посреди зимы, как раз на новогодние праздники! Довольной выглядела лишь родня – мол, теперь никуда не денется, посидит дома в кругу семьи. И все же рюкзак с жерлицами и кану с живцами я в поезд прихватил.

Утро первого дня после приезда решил посвятить разведке мест, где шансы успешно поохотиться за щукой были максимальны, и где, вообще, можно было надеяться выйти на лед. Но результат не утешил – более-менее нормальный лед стоял лишь в глубине нескольких речных заливов, где, по моему мнению, щуке просто нечего было делать. Да и следы, оставленные браконьерскими сетями, ничего хорошего не сулили. В общем, понял, что на речных заливах дела не будет, и после обеда решил попытать удачу на одном из участков старого русла реки Псел.
Здесь довольно глубоко (до 6 метров), на дне множество коряг, а береговая линия вся поросла деревьями и кустарником. Впервые я тут побывал лет двадцать назад, сюда меня влекли воспоминания о тех днях. Я не помню, чтобы когда-либо здесь успешно отловился… А вдруг сегодня?..
Тихо, уединенно. Несколько послеобеденных часов пролетели, как мгновение. Невероятной красоты пейзажи родных мест радовали душу. Разве что одно «но»… Я не заработал ни единой поклевки: что на жерлицы, что на мотыля. По рыбе был полнейший провал. А когда я ехал обратно по одной из ледяных лесных тропинок, то переоценил свою технику вождения и возможности протектора колес мопеда – в результате чего в полной амуниции смачно упал в лужу, покрытую тоненьким льдом. При этом кана с живцом тут же перевернулась и открылась, а бойкие карасики, так и не пострадавшие от щучьих зубов, выскочили в лужу – большую и глубокую.
А между тем, это было 1 января 2014 года. Более «успешного» старта нового рыболовного сезона я и предположить не мог. Но не проигрывает лишь тот, кто не играет. Почистил вещи, привел в порядок транспортное сред ство, кану заполнил новыми живцами. Я снова готов.
Следующим местом, где я все же рассчитывал поймать «удачу за хвост», стал плес небольшой речушки Грунь-Ташань. Почти на всем своем коротком пути она имеет ширину 10-15 метров, и для ловли пригодна разве что весной, в остальное время – это сплошные водоросли. Но есть один участок шириной под сотню метров, а длиной больше километра. На нем я сейчас и находился. В своей жизни я здесь рыбачил однажды. Ноль поклевок на двоих с товарищем – таков был итог той рыбалки. Впрочем, сегодня всё равно должно клевать лучше, чем вчера – хуже просто некуда. Для начала, правда, нужно выйти на лед. Длительная оттепель, малость проточная вода – могло быть всякое. Но, к счастью, лед держит, его толщина даже около 10 см. Первый шаг к победе сделан.
С ЖЕРЛИЦАМИ
Примерный рельеф дна понять оказалось несложно. У берега сплошная стена камыша с глубиной около метра сразу рядом с ней. В десяти шагах дальше начинается плавный свал в русло, где глубина уже около трех метров. С местом ловли я мудрить не стал – выбрал тот участок, где вышел на лед. Ходить по незнакомому плесу и угодить в промоину над родником не хотелось. Где ставить жерлицы в такой ситуации? Точно не знаю. Но, как мне кажется, вариантов не так уж и много.
Первое, что приходит на ум – расположить снасти возле стены камыша. Метровая глубина, по моим наблюдениям, уже вполне может считаться приемлемой для успешной рыбалки. Ориентироваться по камышу – самая простая, но вместе с тем и, возможно, самая надежная тактика. Плюс в том, что легко определить место установки снасти, почти всегда можно рассчитывать, что сколько-то щук в камыше все же стоят. Минусы: неизбежно часть поклевок завершится зацепом за камыш и потерей рыбы; особи, обитающие там, редко бывают трофейными. Второй вариант расстановки жерлиц предполагает ориентир на границу русла и прибрежных участков. Не нужно быть гением в рыбалке, чтобы понимать – края русла в любое время (и тем более, сейчас) хищнику крайне интересны, есть смыл здесь его и поджидать. И ещё остаётся облов самой глубокой, русловой части плеса. Ведь зима – как раз то время, когда кормовая рыба (а вместе с ней и хищник) ищут глубокие и спокойные места. Но на Грунь-Ташане о стремительном течении и речь заводить не стоит – почти везде вода стоячая.
В общем, взвесив все за и против (на долгие раздумья времени у меня не было), я остановился на первых двух вариантах – камыш и русловая бровка мне казались более предпочтительными. Решено – сделано. Несколько жерлиц поставил в двух метрах от камыша, остальные короткой змейкой установлены по краю русла.
Спустя полчаса я уже четко представлял рельеф дна, поскольку мормышкой успел проверить под два десятка лунок. Выставился, вроде, правильно… Чуть подожду, и если щука себя не проявит, буду переставлять. Жерлиц немного, а мобильность я люблю. Время пошло…
Время от времени доставая окуньков на мормышку с мотылем, я откровенно начал скучать. И тут пружина одного из моих флажков, смачно щелкнув, выпрямилась. Катушка весело закрутилась, я приготовился к вываживанию. Так тащить может и шнурок, так что я не обольщаюсь… Аккуратно подхожу к жерлице, несмотря на переполняющие эмоции, шагаю тихо – испугать
щуку проще простого. Катушка остановилась и с минуту не двигается. Второго спурта решаю не ждать, отставляю жерлицу в сторону и медленно выбираю излишек лески.
Использую я небольшой, но очень цепкий тройник Vanfook и поводок из флюорокарбона Seaguar диаметром 0,35 мм. Выбирая леску, все ближе и ближе ощущаю рыбу. Да! Подсекаю. Есть! Пройдя несколько метров, соперник осмелел и сделал небольшой, но очень резкий рывок – пришлось отдать леску в срочном порядке. Но я уже понял, что это явно не трофей. Перед лункой щучка упиралась здорово, но вот она и на льду. В ней примерно 1,7 кг. А пока я доставал из каны живца, состоялась еще одна поклевка. Сработала соседняя жерлица, что стояла рядом с клюнувшей.
С ЖЕРЛИЦАМИ
Опять катушка бодро отдает леску, но в какой-то момент останавливается. По накатанной технологии, выбрав излишек лески, подсекаю. Снова есть! Эта щука (других вариантов тут нет) заметно крупнее предыдущей. Рывки всё мощнее. В какой-то момент я даже увидел в чистой воде массивное белесое тело, пронесшееся в метре-полутора от лунки и снова скрывшееся где-то в глубине. Сразу после поклевки щука направилась в сторону русла, теперь же она стремилась к берегу, где было много водорослей и, возможно, коряг. Её спурт был довольно продолжительным, я не сомневался – щука совсем близко от спасительных для нее травы и камыша. Вдруг она остановилась и довольно легко пошла к лунке. Через минуту я снова увидел щуку. Пасть закрыта, тройник где-то глубоко внутри, флюорокарбоновый поводок выглядывает в паре сантиметров от соединения с основной леской, но главное – щука не пролазит в лунку, проделанную буром 130 мм. Нет, конечно, если багром, а потом разбурить лунку побольше, то все может получиться, но багор я оставил в стороне, а пешню и вовсе не брал. В сердцах ругаю себя за халатность.
Но делать что-то нужно. Принимаю решение – оставить щуку в свободном плавании и сбегать за багром и буром. Пять секунд, и я вновь с трепетом берусь за леску – на месте ли мой трофей? Тяжесть куда больше, чем минутой ранее. Сомнений нет – щука зашла в траву, и я теперь ее вместе со всем этим «добром» должен подтащить к лунке. На удивление, это удалось без особых проблем, но еще минуты три понадобилось, чтобы добраться до самой рыбы, выпутывая ее из водорослей. А когда я уже собирался пустить в ход багор, щука резко мотнула головой, оставив мне лишь обрывок лески. Да уж!.. По моей оценке, было в ней никак не меньше пяти кило, а то и больше. Вот тебе и неприметный лесной плес!
И хоть ловил я просто для души, груз ответственности за результат меня не давил, но второй раз подряд в новом сезоне терпеть фиаско не хотелось. Трофей я упустил явно по своей халатности -лунку сделал маленькую, багор забыл, поторопился в конце вываживания. А ведь знал же, что поводок, наверняка, посечен и потерял в прочности.
Еще отметил для себя, что первая поклевка случилась в 11:15, а вторая в 11:20. В обоих случаях сработала бровка. Я больше не ждал – переставил те несколько жерлиц, что до недавнего времени стерегли щук возле уреза камыша, к краю русла. А спустя двадцать минут взлетел и третий флажок. Уже по стандартному сценарию леска стала быстро уходить, а когда остановилась, я выполнил подсечку. Увы, в этот раз на крючке было пусто. Холостые поклевки на рыбалке еще никто не отменял, какая бы снасть ни была.
Пора было собираться домой. Дела… Я успел заработать несколько поклевок, что-то поймал, на этом сегодня и закончим. Главный итог – определено место рыбалки на завтра.
Все по плану. Два часа до рассвета, гололед, 20 км лесной дорогой на третьей передаче. Очень долго ехал, но, наконец, я снова на своем лесном плесе. Жерлицы расставляю по вчерашнему принципу – исключительно вдоль бровки. Хотя понимаю, что раз щука охотится на бровке, то стоит она и на русле. Да и, похоже, рано я закрыл тему с обловом стены камыша. Но решил не распыляться – буду ориентироваться пока на вчерашние места.
Сегодня первую поклевку ждать пришлось не так долго, как вчера. Не в начале двенадцатого, а в половине девятого утра пружина щелкнула, и флажок гордо выпрямился. Еле сдерживая себя, чтобы не пуститься в бег при виде сработавшей снасти, я осторожно приблизился к жерлице, дождался, пока леска остановится, стал на колени, отставил снасть в сторону и стал медленно выбирать леску. А когда почувствовал контакт, резко подсек. Щука (кто же еще?) сопротивлялась недолго, и совсем скоро запрыгала на мокром льду. Было в ней примерно 1,2 кг.
В это время я обратил внимание, что рыболовы, которые неподалеку тоже ловили на жерлицы, до того скучавшие в сторонке, несколько раз подбегали к своим снастям. Я даже видел, как одну рыбу они вытащили. На мой взгляд, были нарушены буквально все каноны жерличной охоты. Судите сами: здоровенный дядька, увидев «загоревшийся» флажок, стал бежать в его сторону; передвигался он не слишком быстро, но даже в моих лунках от этого галопа вода выплескивалась. А дальше этот рыбацюга просто
схватил жерлицу, а не леску, и направился в противоположном от лунки направлении. Я с удивлением наблюдал, как щука где-то на кило весом, подобно окушку, вылетела на лед и даже проехала по инерции несколько метров. Такого сурового вываживания я раньше не видел. Но результат достигнут. Что тут скажешь?..
Минут через десять у меня произошла еще одна поклевка, и я вытащил небольшого щуренка. Теперь я уже не сомневался – это щучий выход. Впрочем, закончился он довольно быстро. Финальным аккордом стала поклевка ровно в девять утра на дальней жерлице, где я обнаружил лишь порезанного живца – щука тройник миновала. Таким образом, пока что все самые интересные события уместились в каких-то полчаса. Но я знал, еще должно клевать с 11:00 до 11:30. По крайней мере, вчера было так. Обождав где-то с полчаса, я достал удочку с мормышкой и насадил мотыля. Половлюка я окуньков… Пару окуней тёмной окраски, обитающих над торфяным дном, я взял сразу, но на этом в тех лунках, что я бурил возле жерлиц, все и закончилось. Сместился в сторону, и там еще поймал несколько окуней. Те явно не были стайными – с одной лунки (далеко не с каждой) удавалось поймать не больше одного хвоста. Не успел я как следует настроиться на мормышечную ловлю, как пришло время второго пика щучьей активности. Часы показывали 11:00. Я понимал, что далеко не всегда щука ведет себя строго по расписанию, но в этот раз почему-то не сомневался – клевать будет…
Какой рыбак не любит реки? Но отправиться на ловлю получается не всегда. Может выручить рыбалка видео. Так вы сможете не только посмотреть на более удачливых рыболовов, но и набраться опыта. Для этого нужно просто устроиться поудобнее и смотреть видео. Для настоящего рыбака всегда найдётся чему поучиться.