С ЖЕРЛИЦАМИ НА ЛЕСНОМ ПЛЕСЕ. Продолжение

Опубликовал admin в марта 5, 2014 в рубрике Речная рыбалка

жерлицы
…В общем, мормышку я отложил в сторону, а сам направился к своим жерлицам, стоявшим в сотне метров. Вдруг вижу сразу два загоревшихся флага. Причем, один из них выстрелил практически на моих глазах. Проверяю ближний. Там карасик весь в шрамах, а щуки нет. А вот на второй обнаруживаю, что почти вся леска смотана. Выбираю слабину, подсекаю. Кто-то есть. На длинной леске щука сопротивлялась не слишком резво, но чувствовалось, что это не шнурок. Так и есть, скоро в лунке показалась зубастая явно за кило, а через мгновение она уже прыгала на льду. Вся в пиявках, как и положено рыбе в период полудремы. Типичное глухозимье.
Обе снасти вновь заняли исходную позицию. Жду… Время 11:25. Поклевка. Как и до этого, леска резво уходит в лунку, но скоро останавливается. Как только я взялся за неё руками и приготовился подсекать, кто-то там снова сдвинулся с места и поплыл. Лески все меньше и меньше. Медлить нельзя. Самое время подсекать. Скорее всего, щука живца перевернула и уже проглотила, а мой флюорокарбоновыи поводок явно не способен долго противостоять острым зубам. Подсекаю на противоходе.

Ощущения после подсечки, откровенно говоря, разочаровали. Какое-то время я вообще не мог понять, есть ли рыба на крючке, или это трава, пока в лунке не показался и тут же выскочил на лед двухсотграммовый шнурок. Он целиком проглотил и карася, и тройник. А как тащил снасть! Как позже выяснится, соседи за эти же полчаса поймали сразу три мелких щучки, хотя до этого не видели ни поклевки. Получалась эдакая кратковременная активизация мелочи.
Кстати, к этому моменту статистика поклевок на разного типа поводки получалась довольно показательная и занятная: из десяти поклевок девять случилось на жерлицы с флюорокарбоновым поводком. А снасти с металлическим поводочным материалом порадовали лишь единожды, и то рыба не поймалась. При этом количество и тех, и других жерлиц у меня было практически одинаковое, а расставлять я их старался через одну.
В следующие 20 минут ничего не произошло, и я решил вернуться к брошенной удочке с мормышкой, которую неожиданно на месте не обнаружил. Лишь след на льду указывал на то, что удочку кто-то уверенно тащил к лунке. А кроме меня в том районе никого не было. Увы, пришлось попрощаться со своей боевой спортивной снастью навсегда. В моем арсенале оставалась всего одна снасть, более простой комплектации, но если и менее надежная, то лишь самую малость. Теперь вместо Sunline Powerd Ayu Vip Plus у меня стояла бюджетная, но хорошего качества леска Climax Х-Мах Ice чуть большего диаметра (0,08 мм). Мормышку-«киселевку» диаметром 2,5 мм я сменил на более простою «пушковку». И, надо сказать, мои упрощения на клеве особо не отразились – мормышечная рыбалка пошла в том же ключе, что и ранее. Конечно, параллельно с ловлей на мотыля, я внимательно следил за жерлицами, которые почему-то молчали. И хоть подобное совмещение, как известно, тактика нежелательная, иначе поступить я не мог. Мне ведь нужно было восстановить запас живцов, который преждевременно иссяк из-за того, что часть рыбешек выскочили из открывшейся каны, когда я угодил позавчера в лужу. А еще в совмещении ловли на мормышку и жерлицы, я для себя нашел один плюс. Буду тренировать умение ловить и одновременно смотреть по сторонам. В спортивной мормышке этот навык очень нужен.
В общем, сегодня уже ничего знаменательного не происходило. Щука отозвалась только раз, выплюнув раньше времени живца. Вполне возможно, что это тоже клевала мелочь. Окунь довольно быстро закончился на том участке, где я мормышил, а новое место я искать не стал. Опять пришло время отправляться в обратный путь. Завтра будет новый рыболовный день.
Ночью еще больше потеплело и даже пошел дождь. На спиннинговой рыбалке я бы сказал, что это вполне щучья погода. Как оно будет при ловле со льда, трудно сказать – надежной статистикой я не располагал. Как и вчера, выезжаю еще ночью. Пусть на моем плесе щука и не ранняя, но лучше рассвет встретить на льду, чем под одеялом. Кстати, когда еще по темноте добирался до места, в свете фары увидел, перебегающих дорогу косуль, а когда расставлял жерлицы, несколько животных наблюдали за моей работой. Действительно, не избалованные излишним вниманием человека места. Но где же щука?
Уже по привычке все жерлицы расставил вдоль бровки, увеличив расстояние между каждой до 15-20 метров. В итоге получилась довольно длинная, но редкая цепочка живцов. Единственное место, где несколько жерлиц стояли буквально в десяти метрах друг от друга, были лунки, где в первый день я поймал неплохую щуку, а в соседней зубастая под 5 кило ушла почти из рук. Я верю (и не один я такой), что уловистые лунки – штука довольно постоянная. В общем, ждал еще поклевок от того места.
До этого момента всех своих щук я поймал на небольших карасиков длиной около 5 см. Произошло, правда, несколько холостых поклевок на местных плотвичек, которых я сумел поймать здесь на мотыля. А вот некрупную густерку, которая была нездешняя и обитала в двухстах километрах отсюда, никто на этом плесе не возжелал. Возможно, конечно, эти живцы просто щуке в поле зрения не попали, но, скорее, причина была в другом. Соответствие живца пищевым предпочтениям хищника в конкретном водоеме – фактор не последний, игнорировать его не стоит. Бывает, правда, выбора нет, но если живцы заготовлены разные, то стоит поэкспериментировать. Кстати, пара пескариков, случайно затесавшихся между карасями, тоже у щук интерес не вызвали.
Но надо признать, что «статистическая выборка была недостаточно репрезентативна». Короче – слишком мало наблюдений, чтобы обобщать, делать выводы и прослеживать закономерность.
Время шло, а поклевок все не было. Несмотря на это, было тихо и уютно. Вдруг мою идиллию грубо нарушили два рыболова, появившиеся со стороны деревни. Они вначале расставили жерлицы (на мой взгляд, как попало), а потом, расчехлив бензопилу, в какой-то полусотне метров от меня и прямо возле своих же снастей, стали резать лед. Как скоро выяснилось, прорубь делалась не для купания, хотя размером подходила, а для добывания бокоплава, который на данном плесе у рыбы, видимо, был в большом почете. Такого страшного шума я и представить не мог. Мой мопед на всем газу такого рева не издавал. Как же это воспринималось под водой?! Впрочем, на клеве это не отражалось, его ведь и до этого не было. А когда коробки этих рыбаков были заполнены бокоплавами, они завели беседу о смысле жизни, евромайдане и даже немного о щуках. Пусть уж лучше болтают, чем лёд пилят. Из их беседы я узнал, что в последние две недели наибольшее число щучьих поклевок случилось именно по центру плеса, где и проходило русло. Но не те это авторитеты, чтобы, послушав их, я бросился переставлять свои жерлицы.
Довольно незаметно прошло время первого щучьего выхода (с 8:00 до 8:30), подарив мне лишь одну невнятную сработку, после которой карасик (снова не плотва) лишился нескольких чешуек. Ну, может, соседи бензопилой напугали щуку, думал я. Авось, отойдет от шума и
начнёт охотиться. А между тем, клева не было и на мормышку тоже, хотя я тщательно обловил несколько мест, где вчера была рыба. Соседи скучают тоже, но для меня, опять же, это не показатель. Вскорости появившийся из-за поворота рыболов, сказал, что сегодня самый «мертвый» по клеву день всей этой зимы. Вот тебе и щучья погода – пасмурно, моросящий дождик, плюс пять.
жерлицы
Я терпеливо ждал 11:00, когда по местному расписанию щука должна была выйти на охоту. После первого дня свои планы я подстраивал под эти два пика клева. Напомню, здесь ловилось с 8:00 до 8:30 и с 11:00 до 11:30. Сейчас немного сожалею, что ни разу не дождался вечернего времени, но что поделать…
Где-то в 11:20 на той лунке, где я недавно упустил хорошую щуку, загорелся флажок. Там стоял длинный щучий поводок, чуть более крупный тройник (№8 по классификации Vanfook) и плотвичка граммов на тридцать. Приближаясь, вижу, как леска уверенно уходит, но, наконец, останавливается и больше не двигается. Хорошо бы, чтобы сейчас снова начала катушка вращаться. Это, наверняка бы означало, что тройник с живцом далеко в пасти. А так еще догадайся, когда лучше подсекать? Все делаю по схеме: выбираю слабину, а ощутив сопротивление, резко подсекаю. Какую-то долю секунды я чувствовал контакт с рыбой, но не более того. Промах. Тройник пустой, а я в расстроенных чувствах. Возможно, это была та самая щука, что ушла в первый день или даже крупнее (наверняка на этом плесе и «десятки» живут). Я неоднократно попадал в ситуации, когда в неклевые дни случались буквально одна-две поклевки, зато брали трофейные особи. Кстати, имеет право на жизнь и теория, что порой средняя и мелкая рыба (в том числе и хищник) не проявляет активности лишь потому, что на охоту выходит крупная щука. Естественно, проверить эту гипотезу сложно, но выглядит она правдоподобно.
И после второго сегодняшнего промаха я еще был полон надежд на успех, даже несмотря на то, что пара местных рыболовов, сетуя на бесклевье, уже покидали плес, а положенное время клева заканчивалось. Да и мои соседи-бензопильщики поглядывали в сторону дома. И поклевка таки состоялась. В 11:30 на одной из дальних жерлиц взлетел флажок. Идти сил нет – бегу. Но метрах в двадцати все же ход замедляю. Катушка не крутится. Неужто пусто? Так и есть, израненный, но еще бодрый живец – вот и весь итог. Три сработки, и ноль хвостов. Обождав час, я лишний раз убедился, что клев на этом плесе бывает строго по расписанию. Кстати, коллеги-жерличатники, которых я почти каждый день встречал в разных краях плеса, подтверждали мои наблюдения относительно времени клева.
В общем, потерпев полнейшее фиаско, я стал собираться домой. Но не все еще так плохо. В моем распоряжении есть ещё день рыбалки (точнее, полдня), который я проведу здесь же.
После сегодняшнего тепла и дождика лед стал еще слабее, а на Пеле, который я каждый раз переезжал по пути к своему плёсу, сошли последние ледовые закраины, там теперь можно было нормально ловить спиннингом. Но всему свое время, я твёрдо сделал выбор в пользу жерлиц (еще перед отъездом).
На этот раз будильник завел пораньше. Хотелось подольше побыть на плесе. Догадывался, что на результате это не отразится, но все же… После дождя дорога оказалась не такой скользкой, и ехал я быстрее обычного, так что, на льду оказался даже раньше, чем рассчитывал. При свете налобного фонарика расставляю снасти. В этот раз несколько живцов поставил караулить на центр плеса. А когда утро сменило ночь, мои снасти уже были расставлены. Эх, люблю я такие мгновения!..
Но клева, конечно, нет. Первая «щучья электричка» прибывает только через час (к восьми утра), и я решаю 30-40 минут уделить окуню. Пусть он здесь и не очень хорошо ловится, но всегда удается поймать окуней за сотню граммов весом. Как выяснилось, неподалеку ловили и горбачей по 400-500 граммов. Очень заманчиво, но я жду щуку. Почти уверен, сегодня будет лучше, чем в прошлый раз. Хотя бы уже потому, что сегодня с самого утра на вчерашних абсолютно пустых лунках стала отзываться плотвичка. Забавлялся я с мормышкой недолго – сработала одна жерлица.
Леску стащили, но рыбы опять на крючке не оказалось. Такую плохую реализацию я связываю больше с проделками мелких щурят, нежели с изъянами снасти, техники или неподходящего живца. Опять же, соседи не раз жаловались, что мало того, что клюет не часто, так еще и больше половины улова составляют щурята по 300 гр. Даже килограммовые щучки редкость. На их фоне мое место выглядело даже несколько предпочтительнее. Ведь, кроме упущенной щуки-«пятерки», я поймал одну на 1,7 кг и несколько штук чуть поменьше.
Следующая поклевка состоялась в новом месте, которое раньше я не проверял. Поймалась небольшая щучка. Собственно, вся моя тактика по-прежнему базировалась на расстановке жерлиц вдоль бровки. Единственное, что я менял – протяженность участка ловли, захватывая новые чистые участки льда. На следующей поклевке я уже не сплоховал. Пусть и с некоторым опозданием, но успешно подсек и без особых хлопот вытащил щуку с виду на 1,3 кг. Несмотря на то, что хищница заглотила живца буквально в желудок, карасик остался жив. Менять я его не стал, вспомнив слова одного моего товарища (настоящего профи в жерлицах) о том, что раненый живец со следами крови – лучший вариант.
Третий раз клюнуло уже по расписанию – в 11:10. Виновником торжества стал небольшой щуренок, покусившийся на карасика (плотвичка по-прежнему местных зубастых интересовала слабо). Щуренка я благополучно отпустил обратно.
К этому времени я уже сложил свои мормышечные снасти, зачехлил пешню (ледобур уже с собой не возил). Последний час рыбалки хотелось посвятить сугубо охоте на щуку, не размениваясь на окуньков или плотвичек. Тем более, живец мне уже был ни к чему, всем уцелевшим рыбкам сегодня все равно будет объявлена амнистия – их новым местом жительства станет этот чудесный лесной плес. У харьковских живцов есть отличный шанс вырасти, ведь хищника здесь, как оказалось, не так и много.
Напоследок я поймал еще одну щучку. А когда сматывал снасти, обнаружил на одной из недавно пойманных и посаженных на крючок плотвичек шрамы. При этом жерлица почему-то не сработала. Но не беда. К этому моменту я уже был переполнен впечатлениями, настроение было прекрасное -рыбалка удалась. Интенсивным клевом и трофеями плес меня не порадовал, да я на это особо и не рассчитывал. Тем не менее, все сложилось вполне удачно. В своем дневнике я сделаю новые записи об этих выездах. Теперь это уже история, которой я с вами поделился. Дай Бог сил и желания исписать мне еще не один том страниц своего рыболовного дневника!