Северский Донец. Пришиб

Опубликовал admin в апреля 8, 2014 в рубрике Речная рыбалка

Пришиб
Около шести утра, выехав на окраину села Пришиб, мы оказались на вершине холма, с которого открывается завораживающий вид. Река петляет, пейзаж очень живописный – мелководные участки, русло, проходящее у обрывистого берега, деревья поваленные в воду, стены из тростника и рогоза… Одним словом настоящее раздолье для спиннингиста!
Наученные прошлой поездкой, съезжать по крутому склону не стали и оставили автомобиль на холме. Выгрузили там весь скарб, собрали лодки, а после не спеша все перенесли к реке. Пока завтракали и собирали спиннинги, мимо нас вниз по реке на вёслах прошли четыре лодки. Оказывается, здешние места не такие уж дикие и нехоженые.
Мы с Олегом вышли на воду, и тут спохватились, что забыли дома эхолот, теперь весь день придется рыбачить без него. Хотя, Северский Донец здесь достаточно однообразный. Имея немалый опыт ловли на этой реке, прочитать донный рельеф и найти предположительные стоянки хищника не очень сложно. Все остальное – дело техники.

Игорь с Виктором решили немного подняться выше по течению, а мы отошли от берега метров на двадцать и сразу бросили якорь. Став в начале поворота, мы могли облавливать вход в яму. Она тут слишком глубокая. Даже с огрузкой 24 гр. касания дна приходилось ждать долго. Сделав по десять забросов, меняем тактику, поскольку поклёвок нет. Переместившись к внутренней стороне поворота реки, становимся в нескольких метрах от зарослей рогоза, от которого тянется ледовая закраина.
Не раз я был свидетелем того, как из такого укрытия щука атаковала проходящую мимо приманку. Вначале запускаю воблер. Хотелось обкатать новинку – Usami Ката 85SP-MR окраской под окуня. ЭТО КОПИЯ Sledge Escarda от японской фирмы Evergreen, но в большем размере. И цена более демократичная, конечно. Я обратил внимание на то, как, благодаря загнутой форме тела, приманка реалистично рыскает по сторонам с покачиваниями и разворотами. Учитывая тот факт, что на календаре начало марта и вода еще холодная, после двух-трёх плавных рывков я выдерживал паузу в 6-8 секунд. Временами легко покачивал бланком, но впечатления на рыбу это не произвело. Ловить в таком сонном темпе я смог не более пятнадцати минут, после чего перешел на джиг, который динамичнее и сейчас более актуален.
Первым рыбу поймал Игорь. Он сообщил об этом по телефону. Щучка до килограмма клюнула в конце поворота реки, где яма с глубины выходила на мель. Сработал 4-дюймовый твистер от Gary Yamamoto. А вскоре и у нас произошли контакты с рыбой. На ближней бровке у Олега следует четкая поклевка. Спиннинг Pontoon 21 Seven & Half тестом 5-17,5 гр. в момент подсечки нагрузился под тяжестью рыбы, но протянуть ее удалось не более трех метров. Сход. На память щука оставила порезы на Para Max 4″ от Ecogear и «автограф» на джиголовке. Доловить ее не удалось, но уже на следующей точке в прибрежной зоне снова удар, но подсечка пришлась в «молоко». У Олега хоть какое-то разнообразие, а меня пока хищник игнорирует… Но день только начался. Важно то, что рыба активна, ее нужно лишь найти…

За короткое время пребывания на водоеме мы уже определились с тактикой ловли. Следует уделять внимание поворотам реки, а на прямых участках придерживаться прибрежных зон с глубинами от 1 до 2,5 м и ближним бровкам, граничащим с руслом. Это связано с близостью нерестового периода, который щуку заставил покинуть зимние стоянки. Теоретически, каждая точка могла оказаться перспективной, поэтому после 10-15 забросов мы перемещались метров на пятьдесят и снова бросали якорь. Чем чаще меняем место, тем выше вероятность встречи с активной рыбой. Исходя из конкретных условий, вес джиг-головок был в пределах от 12 до 16 гр., а с размером приманок решили не мельчить – использовали силикон от 3 до 5 дюймов. Несмотря на то, что вода в Северском Донце из-за отсутствия паводковых вод чистая и прозрачная, от поводков из флюорокарбона мы отказались. Обычной скрутки из стальки вполне достаточно. На количестве поклевок это вряд ли отразится, поскольку настроены мы ловить исключительно «зубатую».
На очередном повороте нас обогнали товарищи, бросив якорь в пятидесяти метрах от места нашей стоянки. Не прошло и пяти минут, как у Игоря произошла поклевка на ближней бровке. Перед самой лодкой щука сделала свечу, но это ей не помогло, и вскоре она была в подсаке. Только у меня по-прежнему тишина… Я уже начал подумывать, что мои руки не оттуда растут, но тут по приманке следует четкий удар. Хищница клюнула на выходе из русла. Если рыба засеклась, то мой Jackson Trout Unlimited TU-862 тестом 7-32 гр. вряд ли позволит ей сойти. У этого спиннинга замечательные «вяжущие» свойства. Так и случилось. Пара минут борьбы, и Олег берет ее в подсак. И уже в подсаке One’Up Shad 4″ от Sawamura выскакивает из зубастой пасти. Есть почин! Сразу ко мне вернулась уверенность.
Десять минут спустя One’Up Shad соблазняет щуренка грамм на триста. Аккуратно освобождаю его от крючка, делаю фото на память и отпускаю подрастать. После того, как я ловлю третью щуку, Олег начинает нервно ерзать в лодке, приговаривая, что сегодня не его день. Подбадриваю его, советую сменить приманку. Он так и делает, а я говорю: «Вот сейчас точно поймаешь!». Мои слова словно попали Богу в уши. Олег делает заброс поперек течения и на выходе из русла следует поклевка. Даже капли сомнения не было в том, что на крючке щука. Спиннинг приятно нагружен, я с подсаком стою наготове, высматривая, когда покажется в толще воды пятнистое тело. Но через пару минут на поверхности появляется толстая, почти черная морда. Окунь! Да какой! 3-дюймовый One’Up Shad смотрелся в пасти горбача мелкой букашкой. Такие красавцы давно не попадались. Позже взвешивание покажет – 630 граммов. Достойный трофей!
Пришиб
Настроение улучшилось. Активность хищника – это само собой, но и погодка стояла замечательная! Пасмурно, зато тепло. Поднялся ветер, но мы были защищены от него высокими деревьями, что плотно росли вдоль берега. Одним словом, красота и полный комфорт.
Донец в районе села Пришиб очень извилист. Как говорят, «семь загибов на версту». Мы с Олегом четко придерживались намеченного плана действий, облавливая мелководные зоны и прилегающие к ним участки. Второй наш экипаж время от времени становился на ямы, но на глубине товарищи ничего не поймали, а вскоре и вовсе снялись с якоря и, взвыв мотором, скрылись за поворотом.
Ближе к обеду мы встретили пару лодок с коллегами-рыболовами, которые на вёслах возвращались в свой лагерь. На вопрос – как клюет, ответили, что заработали лишь пару поклевок, не поймали ничего. А мы продолжаем искать…
Весь день я ловил с открытым крючком, но после обрыва приманки решил чередовать открытый монтаж с закрытым. На одной из проводок следует уверенная поклевка. Подсекаю! Ощущаю два сильных толчка, но рыба не засекается. Офсетный крючок не смог пробить щучью пасть. Выматываю снасть. В руках порезанный пятидюймовый One’Up Shad ядовитой окраски в паре с грузиком, на котором металлическим блеском выделяются свежие царапины. Попытка доловить хищницу результата не дала. Снимаемся с якоря и идем дальше.
Сделав поворот, дальше река метров триста течет прямо. Прижимаемся ближе в стене тростниковых зарослей. Глубина рядом с ними не превышает 2 м. Ставлю 10-сантиметровый Mann’s Billy. Прогонистая «рыбка» чем-то напоминает уклейку, да и окрас у нее соответствующий. Прозрачное тело с серебристыми блестками и черной спинкой. Один заброс, второй… На полпути третьего следует четкий удар на паузе. Фрикцион стравил пару метров шнура, после чего началось вываживание. Щука немного не дотянула до полутора килограммов.
Пришиб
На очередной точке вновь поклевка, и снова хищник не засекся. Меняю офсетный монтаж на открытый и тут же засаживаю Sawamura в корчу. С якоря сниматься не хочется. Обрываю приманку и перевязываюсь. Пока занят этими манипуляциями, у Олега удар. Он вел приманку «на грани фола» – в паре метров от затопленного дерева, оттуда, по всей видимости, и выскочила зубатая. Откладываю ненадолго свои дела и стою с подсаком наготове. Щука-килушка на борту лодки.
Я уже готов был продолжить ловлю, но тут снова Олег вываживает хищницу, и мне приходится браться за подсак. Щука и в этот раз атаковала приманку впритирку с корягами, и эту мы благополучно приняли в подсак. Похоже, напарник смог подобрать ключик к здешним хищницам. Им оказался Belly Shad 3,2″ натуральной окраски «под рыбку» от Sakura. Две щуки за семь минут – отличный результат.
Теперь у нас не осталось никаких сомнений в том, что мы на правильном пути. Выбранная тактика верна. Хищник активен. Если он даже и не очень голоден, то агрессия в его поведении присутствует.
А потом стали происходить почти мистические события. На очередном участке реки начинаю ловить на One’Up Shad 4″ с открытым крючком. Поклевок нет. Ставлю такую же приманку на офсете – и буквально сразу следует удар, а затем сход. Несмотря на мягкость материала, из которого изготовлены приманки Sawamura, и специальную выемку для крючка, жало так и не вошло в рыбью пасть. И такое повторилось раз пять. Непонятно. Стоит проверенная 12-сантиметровая рабочая приманка – почему такие странные атаки? Хоть бы раз рыба должна была зацепиться?
Пришиб
Лишь за следующим поворотом реки мне удается поймать щуку до килограмма на One’Up Shad, но, как и ранее, сработал монтаж с открытым крючком. Мы отловили уже шесть часов, от лагеря вниз по Донцу спустились километра на четыре. Вроде и немного, но за это время мы досконально прочесали этот участок, изучив каждую бровку и затопленную корягу, пополнив тем самым копилку своих знаний о реке. Друзья ушли еще дальше. Мы их не видели и не знали, как у них идут дела. Всё станет известно в конце дня.
После того, как у меня произошло еще две поклевки, я задумался. А не в цвете ли приманки весь фокус? Я использовал One’Up Shad 4 и 5″ пяти разных окрасок. Чаще всего поклевки и сходы происходили на приманку ядовито-зеленого цвета с блестками. Он-то и стоял у меня на офсетном крючке. Снимаю приманку и цепляю ее на джигголовку. Не проходит и десяти минут, как после уверенной поклевки я начинаю вести борьбу с хищницей. Рыба в подсаке, можно переходить дальше.
Метров через пятьдесят бросаем якорь. Заброс поперек течения и проводка на снос. Русло очень глубокое. На полпути Sawamura начинает подъем, пауза на падении сокращается с каждой новой ступенькой. Очередной подрыв. Оборот катушки, и спустя секунду бланк передаёт в руку короткий «тук». К этому невозможно привыкнуть – сколько бы вы ни ловили, какой бы опыт ни имели, в такие моменты в кровь поступает доза адреналина. Вряд ли кто из рыболовов остается равнодушным, когда на другом конце шнура ощущаются тяжелые толчки сопротивляющейся рыбы, звучит приятная «песня» фрикциона. И хотя в этот раз мне попалась щука не более килограмма весом, радость от процесса вываживания я получил не меньше, чем от борьбы с крупным трофеем. Сложно сказать, поймал бы я еще рыбу на этот шэд ядовитого цвета или нет, но буквально на следующем забросе он повстречался с корягой. Спасти приманку не удалось. Пришлось обрывать. Второго такого в коробке не оказалось, и я вынужден был перейти на приманки в естественных тонах.

Стоим на точке, которая ничем не отличается от предыдущей, – тот же прогон реки, те же глубины. Мне как-то ближе ловля у русловой бровки и на прилегающих к ней участках. У Олега всё наоборот. Он делает забросы с миллиметровой точностью под стену тростника и ведет приманку вдоль неё. Очень скоро его труды вознаграждаются. Поклевка произошла в тот момент, когда Олег уже собирался просто выматывать шнур. Борьба накоротке, и щучка граммов на восемьсот заводится в подставленный мною подсак.
За ловлей мы и не заметили, как солнце склонилось к закату. День заканчивался, а рыбачить С елось еще и еще. Из-за поворота появилась (ка наших товарищей. За то время, пока мы не виделись, они поймали пять щук, две из которых отпустили подрастать. Вся рыба была поймана на глубинах от метра до трех, вес пойманных щук не превышал полтора килограмма. А еще они рассказали, что спиннингисты, которые прошли на лодках утром мимо нас, весь день простояли на 8-метровой яме. Таким количеством поклевок, сходов и пойманной рыбы, как у нашей компании, они похвастаться не могли, зато трофеи были крупнее наших. Они втроём поймали четыре щуки. Одна около двух килограммов, две на три и самая большая около четырех. Лично я не смог бы весь день простоять на одной точке, даже будучи уверен, что рано или поздно поймаю там что-то крупное. Но, сопоставив итоги ловли, я понял причину отсутствия у нас приличных трофеев. На участке, где мы ловили, вышла мелкая щука – преимущественно это были самцы. Самки, по всей видимости, еще не покинули места зимней стоянки и держались в омутах, глубоких канавах и ямах. Но проверить эту теорию мы сможем лишь на следующей рыбалке.
Друзья ушли на базу, а мы напоследок решили сделать по три заброса. Поставить, так сказать, точку в сегодняшней рыбалке. Этой точкой у Олега стал глухой зацеп как раз на последнем забросе. Всё, пора домой!

Я долго не мог понять причину плохой, а точнее, нулевой засекаемости щуки на офсетный крючок. Ведь ровно год назад я успешно ловил на такой монтаж с тем же One’Up Shad. И сходов практически не было. Лишь в момент написания этой статьи я вспомнил, что тогда у меня в руках было другое удилище: не Jackson Trout Unlimited TU-862 7-32 rp., a Favorite Breeze BRS 862 MH 2,6 м, 15-50 rp. Ex-Fast. Jackson – замечательный спиннинг, отлично держит и вяжет рыбу, но при ловле на крупные приманки с офсетом у него не хватает жесткости для просечки щучьей пасти. Бланк во время подсечки немного проваливается, и это, пожалуй, единственный его минус. Favorite Breeze BRS 862 MH 2,60 м для таких условий ловли предпочтительнее. Так что, на предстоящей рыбалке мне придется подтвердить или опровергнуть еще одно предположение. О результатах обязательно напишу.
Всем ни хвоста ни чешуи. С новым сезоном открытой воды!

Реклама должна приносить доход, иначе она не работает. Мы до сих пор живём по старинке, предпочитая бумажные носители рекламной информации. Но наибольшей эффективности достигает реклама нового формата. Это светодиодные экраны для улицы. В городе, на автостраде такая реклама привлекает внимание всех. Она действительно работает и приносит прибыль. Реклама может работать – убедитесь в этом сами.