Водохранилища

Опубликовал admin в июня 13, 2012 в рубрике Вода и Водоёмы

Большие плотины водохранилищ перегородили вековой ход, азовских рыб на нерест. Они отрезали практически все нерестилища белуги, 80 процентов нерестилищ осетра, 50 процентов — севрюги. Сократились площади воспроизводства рыбца, сельди и чехони. Чтобы возобновить сложившийся веками водный и солевой обмен между Черным и Азовским морями, предложено несколько вариантов перекрытия Керченского пролива. По мнению специалистов, перекрытие пролива прекратит или значительно ограничит поступление соленой черноморской воды в Азовское море, а Дон и Кубань опреснят его до оптимальных норм через 5—8 лет. В таком случае есть надежды, что через: десять лет после перекрытия пролива в море сформируется хорошая кормовая база и полностью возобновятся условия для жизни рыб.
По схеме института «Гидропроект» имени С. Я- Жука: (г. Москва) основными элементами перекрытия Керченского пролива послужат глухая дамба длиной 2,6 километра, водопропускная бетонная плотина длиной 1,7 километра и судоходный шлюз шириной 50 метров. Водообмен между морями будет регулироваться через водопропускную плотину с сорока шестью донными прямоугольными отверстиями размером 14X8 метров, которые будут перекрываться поворотными затворами.


В период многоводного стока водообмен будет вестись еще и через судоходный шлюз, который представляет собой канал, огражденный струенаправляющими стенками длиной до 250 метров. Поезда и автомобили между Крымом и Кавказом будут двигаться по дамбе, эстакаде и мостовому переходу над водопропускной плотиной и шлюзом.
По проекту Одесского инженерно-строительного института сокращение водообмена между морями достигается путем устройства в глухой дамбе, перекрывающей большую часть пролива, свободного (нешлюзованного) проводного канала, огражденного струенаправляющими стенками. При уменьшении ширины пролива и увеличении длины канала со струенаправляющими стенками за счет трения слоев воды между собой и о стенки канала создается естественный, но открытый водообмен между морями. Ширина открытого проходного канала составит 400—500 метров, что обеспечит беспрепятственный проход судов и миграцию промысловых рыб. Над дамбой и проходом предусмотрена эстакада на винтовых сваях, погруженных в дно пролива на 30—40 метров. Мостовой переход в канале будет таким, чтобы не препятствовать прохождению судов длиной 130—150, шириной 18—21 и осадкой 8 метров. Ширина эстакады и мостового перехода позволит соорудить двухпутное железнодорожное полотно и автомобильную дорогу с четырехрядным движением. Но многие специалисты видят решение проблемы Азовского моря в сочетании строительства Керченского гидроузла и переброске в бассейн Дона воды из Днепра через систему Днепр — Северский Донец, из Оки — в верховья Дона, а также из Волги — через систему Волга — Дон. Сейчас подача 30—50 миллиардов кубометров пресной воды в течение 5—6 лет невозможна, так как сток Волги и Днепра и без того уже сильно зарегулирован. Такая возможность появится после подачи в Волгу части стока северных рек, а в Днепр — воды Дуная.
Заботой о будущем Азовского моря проникнуто принятое в 1976 году постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов Черного и Азовского морей». В нем предусмотрен комплекс мер по поддержанию экологического равновесия на всех территориях, прилегающих к бассейнам морей. Государство ассигнует большие суммы на строительство очистных сооружений, шламонакопителей, создание безотходных производств, расчистку русел рек.
В акватории Ждановского морского порта и на прилегающей к нему территории успешно работают «портовые дворники» — специальные суда нефтемусоросборщики. Строит их для многих портов нашей страны Ждановский судоремонтный завод Азовского морского пароходства. «Морские санитары»,
«моречистки» — так еще называют эти суда, успешно справляющиеся со своими обязанностями.
Специалисты делают все больше оптимистических заявлений о возможном благополучном исходе решения проблемы Азовского моря. Оптимизм этот основывается на том, что качественное состояние его воды за последние годы особых изменений не претерпело, то есть не отмечено признаков ее ухудшения. В бассейне Азовского моря практически отсутствуют или находятся на уровне нормы наиболее характерные для высокоиндустриальных районов загрязнения — соли тяжелых металлов, пестициды и синтетические поверхностноактивные вещества. Не прослеживается в воде и донных осадках моря хлорфосфорорганических пестицидов. Следы их находят лишь в приустьевых зонах Дона и Кубани, куда они поступают со сбросами с орошаемых массивов.
Несмотря на мелководность, Азовское море — важная транспортная артерия нашей страны. Морские грузовые линии из азовских портов пролегают не только в страны Средиземноморья, но практически ко всем континентам мира… Через Азовское море проходит танкерная линия Баку — Волгоград — Ростов — Керчь — страны Средиземного моря. В азовские порты заходят корабли под флагами многих стран. Море мелкое, и, чтобы могли заходить океанские корабли, во всех портах установлены проходные фарватеры, регулярно обновляются подходные каналы, в них поддерживается глубина около 10 метров.
В Жданове располагается Азовское морское пароходство — одно из старейших судоходных предприятий страны. Оно доставляет около 9 процентов всех грузов, перевозимых Министерством морского флота СССР. Его главные грузы — каменный уголь, кокс, строительные материалы, металлы, химическая продукция. Перевозятся здесь и уникальные грузы: из Керчи в Жданов огромные баржи со специальной термоизоляцией доставляют горячий железорудный агломерат температурой около 1000 градусов. У причалов порта Жданов швартуются суда Болгарии, Индии, Италии, Франции и многих других стран.
Коллектив Азовского морского пароходства в 1971 году отпраздновал вековой юбилей. В честь столетия и за заслуги в развитии морского транспорта Азовское морское пароходство награждено орденом Трудового Красного Знамени. Сейчас по своему удельному весу оно занимает пятое место в стране.
И еще об одной из граней Азовского моря. Есть в курортологии понятие об ультрафиолетовом комфорте. По мнению специалистов, на Азовских курортах этот показатель очень высокий. Иными словами, побывав под лучами солнца на берегу Азовского моря, человек получает прочный, красивый загар. Но облучение ультрафиолетом не только ценится как хороший загар, оно способствует выработке иммунитета человеческого организма против многих болезней, улучшает кроветворение и питание тканей, общее состояние, аппетит и сон. Большую ценность представляют и целебные грязи Азовского моря. Иловые отложения достигают 1,5—2,7 метра, площадь их распространения — несколько десятков квадратных километров. Они отличаются высокой пластичностью, хорошей вязкостью, содержат многие лечебные компоненты. На азовском побережье действуют два санатория: «Металлург» и имени Крупской. Здесь исцеляются больные с заболеванием опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, а также дети, больные костно-суставным туберкулезом. От Белосарайской до Кривой косы вдоль моря располагаются многочисленные пансионаты, пионерские лагеря, туристские базы.

Оставить комментарий